Вт-Вс: с 10:00 до 19:00
Заявка на подбор тура
Заявка на подбор тура
Заявка на подбор тура
Вид отдыха: *
Направления: *
Цена: *
Дата: *
Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Главная \ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ \ По древним городам Казахстана

Достопримечательности

3b2406b6_ANP_8327117

Направления и трассы Великого Шелкового пути

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Название древнего города сохрани­лось до сих пор. Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.

  • image001 На стыке древних скотопрогонных дорог и караванных путей возник другой крупный, густозаселенный с давних времен город Сайрам (Исфиджаб), открывшийся перед взором арабского путешественника XIII века одним «из процветающих и приятнейших», с обилием зелени, проточных вод, прекрасных садов. «Многовековое прошлое Сайрама — города,— писал известный советский востоковед М. Массон,— чувствуется при проезде через него уже в самом скелете кишлака, в его сложной, словно спутанной, но в действительности строго централизованной распланировке кварталов, больших уличных артерий и мелких вспомогательных переулков.

    image002 Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано отнюдь не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы округи. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи: «Его сооружения возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений». Махмуд Кашгари, рассказывая о том, как переселившиеся сюда в V1-VII1 вв. согдианцы постепенно растворились в тюрках, пишет: «Жители Баласагуна разговаривают по-согдиански и по-тюркски. И жители Тараза и Аккалы (Мединат Аль-Байда) говорят так же». В этот период среди населения городов исламская вера приобретает особо широкое распространение. Мечети становятся самыми значительными городскими сооружениями, умерших хоронят по мусульманским традициям, растет применение арабской графики письма.

    image003 В 1221 году через Сайрам пролегал пеший путь монаха Чан-Чуня, который, увидев, в каком прекрасном состоянии находится город, остановился в нем на несколько дней вместе со своими учениками. В обратном путешествии на родину в 1223 году Чан-Чунь снова посетил Сайрам и назвал его «Большим городом». Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Историк конца XV — XVI веков Нузбихан Исфагани, автор сочинения «Михман-наме-ий Бухара», писал: «Основная часть города окружена очень высокими стенами».

    image004 Кое-где остатки сложенных из камня стен сохранились вплоть до конца XIX - начала XX столетия. Собственно крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов.

    Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.

  • image005Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом Земархом. Источники называ­ли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

    Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются сейчас Костобе — Двойной бугор.

    image007В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также известные города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников.

    В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долины через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направления Шелкового пути.

    image009Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау.

    Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия перево­дятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.

     

  • баласагун123

    Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местополо­жение этих городов находится неподалеку от современного "г. Токмака и соответствует двум известным средневековым памят­никам — городищам Акбешим и Бурана.

    balasagun

    Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны прохо­дили крупный город Верхний Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

    suyabsayram11

    Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.

  • талхиз 1

    В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, нахо­дившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.

    тальхир 1   тальхир 2

    В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского Алатау.

    image010аспара

    В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины неболь­ших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.

    кок тал

    Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находивше­гося на месте современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).

    201505201505589832

  • image009 image012 image014

    Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей карлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северо­восточная часть Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось христианское селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай.

    На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники XIII в. называли «Столицей области».

    image016 image017

    Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.

    image018 image020 image022

    На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название перво­го сохранилось до сих пор в имени крупного городища, находящего­ся неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью.

    Отырар 1

    Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарай­чик, Сарай-Бату и Каффу.

    сюткент 2 сюткент

    Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище Чуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного Туркестана рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий Ахмед Ясави.

    Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государст­ва огузов. Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.

    image023 image024 image025 image027

    Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи. На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла вдоль западного берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и Хутухчин также к Таразу.

    кызыл кумкызылкум

    Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш — к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.

     

Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и корал­лы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.

ШП ТОВАРЫ

ШП УКРАШЕНИЯШП КРЕСТ

По Шелковому пути распространялись культурные растения:виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.

Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государствен­ные долги.

ШП ТОВШЕЛК

Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому свидетельство.

К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути.

Monety-300x209 010_Silverdirhem

По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в определенную этно­культурную среду, получали широкое распространение.

Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафик­сировано 25 городищ со слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний ^о-род) и рабад (пригород).

В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

Отзывы