Вт-Вс: с 10:00 до 19:00
Заявка на подбор тура
Заявка на подбор тура
Заявка на подбор тура
Вид отдыха: *
Направления: *
Цена: *
Дата: *
Ваше имя: *
Ваш телефон: *
Главная \ ТАРАЗ

ТАРАЗ

В VII—VIII веках до нашей эры в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали городище Тараз, следы которого найдены на месте Центрального колхозного рынка (т. н. «зеленого базара») современного Тараза. 

Тараз как город на Шелковом Пути был уже известен в VI в. Этот город был известен как город купцов, он был столичным центром тюргешей.  

Тараз Арка

 Подробное описание города дает буддийский паломник Суань Цзян,посетивший Тараз около 630 года. В 751 году неподалеку от Тараза, объединенные силы тюрков и арабовразгромили китайскую армию, а в 893 году Саманид Исмаил ибн Ахмед взял город Тараз, после чего в течениевека Тараз был одним из крупнейших городов государства Саманидов. Наибольшего расцвета город достигпосле распада государства Саманидов, став столицей государства Караханидов (в 999—1212 гг.).Средневековый Тараз был многолюдным городом с тенистыми садами и шумными базарами, где можно былоуслышать персидскую, согдийскую, тюркскую, китайскую и славянскую речи. В 13 в. Тараз, войдя в составмонгольской империи, продолжал оставаться важным торговым центром. В монгольской империи он получилназвание Яны («новый»). Был он известен и позднее, вплоть до 16 в., когда земли Семиречья вошли в составКокандского ханства. В 18 в. находился под властью джунгарских племен. С 1856 года город носит названиеАулие-Ата («Святой старец», так первоначально назывался мавзолей Карахана). В 1864 году вошел в составРоссии. В дореволюционное время играл важную роль в торговле скотом и продуктами животноводства, вначале 20 в. в городе проживало около 20 тыс человек. В 1936 году был переименован в г. Мирзоян. В мае1938 года городу было дано название Джамбул, в честь народного акына Джамбула Джабаева. Важнымиэтапами развития города явились 50—70-е годы. В это время построен целый ряд новых зданий ипромышленных объектов, получили развитие строительство, транспорт, просвещение, здравоохранение,наука. В 1991 вошел в состав независимого Казахстана. В 1997 Джамбул (Жамбыл) был переименован в Таразв честь находившегося здесь города. 

Тараз как город на Шелковом Пути был уже известен в VI в. Этот город был известен как город купцов, он был столичным центром тюргешей. 

 

Мавзолей Айша-биби (XI-XIIвв.)

Айша биби Айша 2

  Совершенно уникальный, неповторимый мавзолей Айша бибинаходится в с.Айша Биби, Жамбылского района, в 17 км от города Тараза. Каждый, кто посещает наш замечательный край, непременно должен посетить шедевр средневекового зодчества, так называемое «святое место», почитаемое в  мусульманском мире.   Из глубины веков до нашего времени сохранились только стена западного фасада и незначительные фрагменты других частей мавзолея. Не одно десятилетие историки, археологи, архитекторы – реставраторы вели дискуссии о возрождении памятника.   И это время пришло в начале XXI века – в течение трех лет с 2002 по 2005 гг. специалистами Туркестанского филиала РГП «Казреставрация» велись реставрационные работы. Весной 2005 года мавзолей предстал во всей своей красе.

         Сегодня мавзолей представляет собой квадратное в плане сооружение, углы которого оформлены трехчетвертными колоннами. Снаружи стены мавзолея были сплошь покрыты резными терракотовыми  плитками. Архитектурный декор мавзолея представляет собой сплошную терракотовую облицовку с богатыми разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров в различных вариантах и сочетаниях. При солнечном освещении игра света и тени придает зданию удивительную ажурность и живое дыхание. Это единственный в Казахстане и Средней Азии памятник архитектуры, который  полностью облицован резными терракотовыми плитками. В оформлении фасадов использовано более 60 типов уникальных терракотовых плиток, различных форм и узоров. Поэтому  мавзолей Айша Биби, является своего рода музеем, хранящим орнаментальные сокровища прошлого казахского народа.

  В центре стены располагается ниша со стрельчатой аркой. Имеющиеся по бокам полуколонны в верхней части выполнены в виде вазы. Угловые колонны слегка сужаются кверху, где они украшены пояском изразцов с растительным орнаментом и заканчиваются раструбом. На 18-ом ряду кладки (на высоте 3,4 м) западных колонн  имеются пояски с надписями, выполненные куфическим стилем арабского алфавита. Сохранились слова в переводе означающее: «Осень…Тучи…Земля прекрасна…». Внутри мавзолея сохранилось надгробие. Кроме гофрированного свода двойной кривизны, интересным новшеством в конструкции мавзолея является применение дерева (арча) в виде связей – креплений в пяте свода, имеющего антисейсмическое значение. Высокое качество строительных работ средневековых зодчих обусловило многовековую его сохранность.

         О личности погребенной сохранились лишь легенды. Одна из наиболее распространенных легенд рассказывает о красавице Айше, дочери Зенги-баба и Ануар бегим, скончавшейся от укуса змеи во время поездки к своему возлюбленному правителю Тараза, отважному воину Карахану. Согласно легенде Карахан приказал  построить мавзолей над могилой своей юной невесты. 

 

 Мавзолей Бабаджа-хатун (XIв.)

  Бабаджа хатун1 Бабаджихатун 1

 По соседству расположен мавзолей Бабаджа-хатун (XIв.).Мавзолей прост по своей конструкции и композиции. Сооружена постройка из жженного кирпича. Совершенно отсутствует декоративная отделка стен, зато в небольших размерах несложными средствами подчеркнуты детали архитектуры. Стройность и завершенность мавзолею придает необычный для Казахстана купол – конусообразной формы с 16 гранями, расположенном на призматическом барабане.  На главном фасаде мавзолея сохранилась часть надписи на арабском языке: «Это величественная гробница называемая Бабаджи-Хатун. Строитель ее...» Имя мастера, к сожалению, не сохранилось. Мавзолей построен над могилой Бабаджи-Хатун, которая была верной няней красавицы Айши и после её кончины до конца своих дней была хранительницей места захоронения. 

 

 Мавзолей Карахана (XI-XIIвв.)

 Карахан 1Карахан 2

 «Аулие-Ата – святой отец»  расположен в центральной части г. Тараза (на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра), входит в культово-мемориальный комплекс, сформировавшийся на территории  средневекового рабада. Считается, что он построен над могилой одного из представителей династии Караханидов – Шах Махмуда Карахана. К сожалению, история не сохранила для нас имена мастеров, строивших мавзолей. Не сохранился до наших дней и сам мавзолей в своем первоначальном виде. Современный мавзолей был построен силами местных жителей в 1906 году на месте прежнего, при этом  полностью утратил декоративную облицовку. Судить о первоначальном облике мавзолея и его архитектурной ценности, мы можем лишь по дошедшей до нас фотографии 1902 г. Судя по фотографии, мавзолей имел квадратную композицию. Главный фасад был украшен кирпичным узором. Как показали раскопки 1961 года, для отделки использовалось до 30 разновидностей терракоты. Арка над входом в мавзолей была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом, опиралась на колонки.

            Сейчас перед нами предстает портально-купольное сооружение с центральным залом, где расположено надгробие, и тремя угловыми помещениями - худжрами. Стены мавзолея Карахана сложены  из царского кирпича. И только купол и арочные ниши внутри  – из кирпича-плитки мавзолея XI в. Надпись над входом в мавзолей на арабском языке, повторяя первую строку Корана гласит: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед пророк его…». Последняя реставрация мавзолея проведена в 2002 г. РГП «Казреставрация» к 2000-летию древнего города.

 

Отзывы